+7 (3952) 50-40-90
Обратный звонок
Курс валют
17/12/2017
58.9
69.43
Главная / Полезные советы / Пластичные смазки - что это и для чего?

Пластичные смазки - что это и для чего?


Пластичные смазки использовались еще в XIV веке до н.э. египтянами для осей деревянных колесниц. Изготавливали их из оливкового масла, смешивая его с известью. Современные смазки представляют собой многокомпонентные структуры, отвечающие многим, зачастую противоречивым требованиям, которые выдвигает специфика работы различных узлов.

Пластичные смазки используют для уменьшения трения и износа узлов, в которых создавать принудительную циркуляцию масла нецелесообразно или невозможно. Легко проникая в зону контакта трущихся деталей, смазки удерживаются на трущихся поверхностях, не стекая с них, как это происходит с маслом. Смазки применяются также в качестве защитных или уплотнительных материалов.

Плюсы и минусы смазок:

К достоинствам следует отнести способность удерживаться, не вытекать и не выдавливаться из негерметизированных узлов трения, более широкий, чем у масел, температурный диапазон применения. Перечисленные достоинства позволяют упростить конструкцию узлов трения, следовательно, уменьшить их металлоемкость и стоимость. Некоторые смазки обладают хорошей герметизирующей способностью и хорошими консервационными свойствами.

Основными недостатками являются удержание продуктов механического и коррозионного износа, которые увеличивают скорость разрушения трущихся поверхностей, и плохой отвод тепла от смазываемых деталей.

Основные компоненты пластичных смазок

Масло является основой смазки, и на него приходится 80–85% от ее массы. Свойства масла определяют основные свойства смазки.

Загуститель создает пространственный каркас смазки. Упрощенно его можно сравнить с поролоном, удерживающим своими ячейками масло. Загуститель составляет 10–15% от массы смазки.

Добавки необходимы для улучшения эксплуатационных свойств. К ним относятся:

  • присадки — преимущественно те же, что используются в товарных маслах (моторных, трансмиссионных и т. п.). Представляют собой маслорастворимые поверхностно-активные вещества и составляют 5–10% от массы смазки;
  • наполнители — улучшают антифрикционные и герметизирующие свойства. Представляют собой твердые вещества, как правило, неорганического происхождения, нерастворимые в масле (дисульфид молибдена, графит, слюда и др.), составляют 1–20% от массы смазки;
  • модификаторы структуры — способствуют формированию более прочной и эластичной структуры смазки. Представляют собой поверхностно-активные вещества (кислоты, спирты и др.), составляют 0,1—1% от массы смазки.

Главные показатели качества смазок:

  • Пенетрация (проникновение) – характеризует консистенцию (густоту) смазки по глубине погружения в нее конуса стандартных размеров и массы. Пенетрация измеряется при различных температурах и численно равна количеству миллиметров погружения конуса, умноженному на 10.
  • Температура каплепадения – температура падения первой капли смазки, нагреваемой в специальном измерительном приборе. Практически характеризует температуру плавления загустителя, разрушения структуры смазки и ее вытекания из смазываемых узлов (определяет верхний температурный предел работоспособности не для всех смазок).
  • Предел прочности на сдвиг – минимальная нагрузка, при которой происходит необратимое разрушение каркаса смазки и она ведет себя как жидкость.
  • Водостойкость – применительно к пластичным смазкам обозначает несколько свойств: устойчивость к растворению в воде, способность поглощать влагу, проницаемость смазочного слоя для паров влаги, смываемость водой со смазываемых поверхностей.
  • Механическая стабильность – характеризует тиксотропные свойства, т.е. способность смазок практически мгновенно восстанавливать свою структуру (каркас) послу выхода из зоны непосредственного контакта трущихся деталей. Благодаря этому уникальному свойству смазка легко удерживается в негерметизированных узлах трения.
  • Термическая стабильность – способность смазки сохранять свои свойства при воздействии повышенных температур.
  • Коллоидная стабильность – характеризует выделение масла из смазки в процессе механического или температурного воздействия при хранении, транспортировке и применении.
  • Химическая стабильность – характеризует в основном устойчивость смазок к окислению.
  • Испаряемость – оценивают количество масла, испарившегося из смазки за определенный промежуток времени, при нагреве до максимальной температуры применения.
  • Коррозионная активность – способность компонентов смазки вызывать коррозию металла узлов трения.
  • Защитные свойства – способность смазок защищать трущиеся поверхности металлов от воздействия коррозионно-активной внешней среды (вода, растворы солей и др.).
  • Вязкость – определяется величинами потерь на внутреннее трение в смазке. Фактически определяет пусковые характеристики механизмов, легкость подачи и заправки в узлы трения.

Пластичные смазки по консистенции занимают промежуточное положение между маслами и твердыми смазочными материалами (графитами).

Несмотря на отсутствие в качестве критериев разбивки на классы других характеристик смазок, эта классификация признана основополагающей во всех странах. Некоторые производители указывают в документации не только класс смазки, но и уровень пенетрации.

Следует отметить, что не все нижеперечисленные классификации являются общепринятыми для отечественных и зарубежных производителей.

Классификация по типу масла (основы):

  • На нефтяных маслах (полученных переработкой нефти).
  • На синтетических маслах (искусственно синтезированных).
  • На растительных маслах.
  • На смеси вышеперечисленных масел (в основном нефтяных и синтетических).

Классификация по природе загустителя:

  • Мыльные — это смазки, для производства которых в качестве загустителя применяют мыла (соли высших карбоновых кислот). В свою очередь, их подразделяют на натриевые (созданы в 1872 г.), кальциевые и алюминиевые (созданы в 1882 г.), литиевые (созданы в 1942 г.), комплексные (например, комплексные кальциевые, комплексные литиевые) и др. На мыльные приходится более 80% всего производства смазок.
  • Углеводородные — смазки, для производства которых в качестве загустителя используются парафины, церезины, петролатумы и др.
  • Неорганические — смазки, для производства которых в качестве загустителя используются силикагели, бентониты и др.
  • Органические — смазки, для производства которых в качестве загустителя используются сажа, полимочевина, полимеры и др.

По мировой статистики, лидером разработки и создания смазок является Шелл и уже много лет считаются одними из самых надежных и качественных смазок. Семейство пластичных смазок Шелл, включает в себя как смазки общего применения, позволяющие упростить перечень используемых позиций смазочных материалов, что особо актуально для использования в секторе коммерческого транспорта, так и специальные смазки, предназначенные для применения в экстремальных условиях высоких температур, высокой влажности, ударных нагрузок и увеличенных сроков службы. Область применения специальных смазок включает такие отрасли, как металлургическая, целлюлозно-бумажная, горнодобывающая, цементная, строительная, химическая, авиационная и многие другие.

Для создания смазочных материалов последнего поколения разработка рецептур производится научно-исследовательским центром Шелл в тесном сотрудничестве с производителями оборудования.

Превосходство над смазками, произведёнными по традиционной схеме, достигается путём использования различных технологий загущения, обеспечивающих надёжное удерживание смазки в узле трения в различных условиях работы. Кроме того применение высококачественных масел в составе консистентной смазки обеспечивает надёжное смазывание и защиту трущихся деталей в широком диапазоне температур, удельных нагрузок и скоростей перемещения.

Преимущества использования смазок Шелл:

  • надёжное смазывание;
  • предотвращение износа и задира трущихся поверхностей;
  • защита от коррозионного воздействия;
  • увеличение срока службы смазки;
  • сокращение расходов на техническое обслуживание;
  • предотвращение простоев оборудования.

Желая максимально упростить процесс подбора смазочных материалов в 2011 году, компания Шелл провела глобальный процесс ре-имиджа, введением новой системы присвоения продуктам названий. В результате ре-имиджа смазки Shell, ранее известные под названиями: Retinax, Alvania, Albida, Darina, Stamina, Malleus и др. , стали носить общее название Shell Gadus. Область, условия применения, а также отличия между смазками, согласно новому принципу присвоения названий, определяются по условным обозначениям, сопутствующим слову Gadus в названии смазки. Название смазки включает в себя информацию о типе загустителя, наличии твёрдых добавок, консистенции, класса вязкости базового масла и других особенностях (эксплуатация во влажных условиях - А, в условиях низких температур – К, окраска – С и др.).

Так, смазки автомобильного применения Shell Retinax HD и HDX переименованы в Shell Gadus S2 V220 с индексами AC и AD, соответственно. Такое обозначение позволяет сориентироваться в различиях применения этих смазок, символ V (versatile) означает, что смазки многоцелевого назначения на литиевом загустителе, А (aqua resist) – свидетельствует о возможности работы во влажных условиях, за счёт наличия кальциевого загустителя, D – обозначает наличие в составе смазки дисульфида молибдена – твёрдого наполнителя, что и определяет особенность применения Gadus S2 V220 AD преимущественно в подшипниках скольжения. Ряд смазок Шелл окрашен в красный цвет для лучшей визуальной идентификации при использовании (окрашенные смазки имеют в своём названии символ С, например, Gadus S2 V220 АС 2. Окрас достигается введением небольшого количества пигмента, не оказывающего никакого влияния на эксплуатационные свойства смазки.

Уровень эксплуатационных свойств определяется ступенями: от базового S1 до экстра уровня S5. Многоцелевые смазки на основе высокоиндексных (у остальных производителей это обычные минеральные масла) масел и литиевого загустителя с противозадирными присадками отнесены к уровню S2:

  • Gadus S2 V220 0,  1,  2  (Alvania EP, Retinax EP),
  • Gadus S2 V220 AC  (Alvania WR, Retinax HD),
  • Gadus S2 V220 AD 1,  2  (Retinax HDX),
  • Gadus S2 V100 2,  3  (Alvania RL) и др.

Уровень S3, как правило, представлен смазками на литий-комплексном или полимочевинном загустителях, обеспечивающих работоспособность при более высокой температуре применения:

  • Gadus S3 V220 С  (Retinax LX, Albida EP),
  • Gadus S3 V100  (Albida RL),
  • Gadus S3 V460  (Albida HD),
  • Gadus S3 V460D  (Albida HDX),
  • Gadus S3 T220  (Stamina EP2) и др.

Уровень S5 представляют высококачественные смазки на основе синтетического масла и широким ассортиментом мыльных и немыльных загустителей, специализированных под разные условия применения в различных областях промышленности:

  • Gadus S5 V100  (Albida EMS),
  • Gadus S5 T460  (Stamina HDS),
  • Gadus S5 U100 KD  (Darina XL 102 Moly),
  • Gadus S5 U130 D  (Malleus ET),
  • Gadus S5 U150 X  (Malleus XTS),
  • Gadus S5 V42 P  (Nerita HV) и др.

Вернуться назад


О компании


       
  Официальные дистрибьюторы автомасел Shell, Роснефть, MOTUL   Более 18 лет только положительная динамика роста по всем показателям   Полный ассортимент товаров для автомагазинов более 1000 наименований   Собственный грузовой автопарк и развитая логистическая сеть

 

     
  Доставка в течении 2-х дней после оформления заявки   Оказываем комплексную маркетинговую поддержку наших партнеров   В числе наших партнеров – все самые крупные торговые сети.

Наши партнеры


Карта Филиалов


Адрес
г. Иркутск, ул. Советская, 24
Часы работы
пн-чт 8:30–17:30; пт 8:30–17:00
Телефон
+7 (3952) 50-40-90
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru